Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон”, несомненно, является наиболее значительным и серьезным его
произведением. Здесь автору удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и связать все это с
конкретными историческими событиями.
Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского
казачества, описанного в романе. Вечные ценности определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период,
который отразил Шолохов в своем произведении. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к
женщине, необходимость свободы — вот те нравственные основы, без которых не мыслит себя вольный казак.
Жизнь казаков определяется двумя понятиями — они и воины, и хлеборобы одновременно. Надо сказать, что
исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были
вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и
сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество
существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обусловливало сохранение у казаков древних
обычаев и традиций. У Шолохова казаки показаны именно традиционными. К примеру, с малых лет они привыкают к
коню, который выступает у них не просто орудием производства, но верным другом в бою и товарищем в труде (за
сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Все казаки воспитываются в
уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда,
когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым
войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.
Но необходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана. Основную массу казачества
составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в первую очередь
являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли при известном трудолюбии получать
хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошими и крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к
средству производства. Она для них нечто большее. Находясь на чужбине, казак сердцем тянется к родному куреню, к
земле, к работе по хозяйству. Григорий, будучи уже командиром, не раз уезжает домой с фронта, чтобы повидать
близких и пройтись по борозде, держась за плуг. Именно любовь к земле и тяга к дому заставляют казаков бросать
фронт и не вести наступление дальше границ округа.
Казаки у Шолохова очень свободолюбивы. Именно любовь к свободе, к возможности самому распоряжаться
продуктами своего труда и толкнули их на восстание. Стремление казаков к свободе в какой-то мере объясняется их
традиционной автономией внутри России.
Вообще, свобода для казачества — непустой звук.
произведением. Здесь автору удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и связать все это с
конкретными историческими событиями.
Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского
казачества, описанного в романе. Вечные ценности определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период,
который отразил Шолохов в своем произведении. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к
женщине, необходимость свободы — вот те нравственные основы, без которых не мыслит себя вольный казак.
Жизнь казаков определяется двумя понятиями — они и воины, и хлеборобы одновременно. Надо сказать, что
исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были
вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и
сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество
существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обусловливало сохранение у казаков древних
обычаев и традиций. У Шолохова казаки показаны именно традиционными. К примеру, с малых лет они привыкают к
коню, который выступает у них не просто орудием производства, но верным другом в бою и товарищем в труде (за
сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Все казаки воспитываются в
уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда,
когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым
войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.
Но необходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана. Основную массу казачества
составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в первую очередь
являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли при известном трудолюбии получать
хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошими и крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к
средству производства. Она для них нечто большее. Находясь на чужбине, казак сердцем тянется к родному куреню, к
земле, к работе по хозяйству. Григорий, будучи уже командиром, не раз уезжает домой с фронта, чтобы повидать
близких и пройтись по борозде, держась за плуг. Именно любовь к земле и тяга к дому заставляют казаков бросать
фронт и не вести наступление дальше границ округа.
Казаки у Шолохова очень свободолюбивы. Именно любовь к свободе, к возможности самому распоряжаться
продуктами своего труда и толкнули их на восстание. Стремление казаков к свободе в какой-то мере объясняется их
традиционной автономией внутри России.
Вообще, свобода для казачества — непустой звук.
Комментариев нет:
Отправить комментарий