суббота, 13 августа 2011 г.

«Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.)

Роман «Мастер и Маргарита» - самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни странно, не
воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика. Роман жизнеутверждающ, ведь в нём поднимаются
вопросы, вечно волнующие человека: добро и зло, трусость и смелость, вера и неверие, проблема творчества и свободы,
истина и ложь, любовь и равнодушие, проблема власти, темы судьбы и личной ответственности.
У Булгакова нет абсолютно положительных и полностью отрицательных героев. Даже Воланд не является воплощением
лишь зла: он помогает Маргарите вновь найти Мастера. Об этом говорит и эпиграф к роману: «Я часть той силы, что вечно
хочет зла, и вечно совершает благо», и висящий на груди дьявола знак золотого жука, символизирующий зло, порождающее
добро.
Таким образом Булгаков подводит читателя к выводу, что борьба между добром и злом, светом и тьмой окончится
победой добра. Автор глубоко убеждён, что при любых обстоятельствах, даже самых тяжелых, человек должен оставаться
человеком и стремиться к познанию истины через добро. Косвенно эту мысль подтверждает оценка Воланда: «Они люди как
люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…
Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…».
Неслучайны в романе Ершалаимские главы: не пересказывает Евангелия а, переосмысливая библейский сюжет, вносит с
ним и вечные истины.
Через века сначала нашей эры и в тридцатые годы XX века, проносятся отдельные детали и фразы. Вечные символы
природы: солнце, дождь, гроза, тучи, тьма, луна – присутствуют в описании Ершалаима в день казни Иешуа в последний день
пребывания Воланда. Этим подчеркивается связь времён и вечная актуальность библейских истин, забвение их отражается на
нравственном состоянии общества.
Мысль о сосуществовании в человеке добра и зла, духовного и бездуховного подтверждается автором не только
противопоставлением отдельных героев, но и коллективным портретом толпы в день казни Иешуа в Ершалаиме и на
представлении в варьете в Москве. Равнодушное любопытство сменяется ужасом, сочувствием.
В романе Булгакова каждый человек оказывается в ожидании страшного суда. В такой ситуации наиболее ярко
проявляется истинная сущность героя: одни познают истинные ценности (Мастер, Маргарита, Иван Бездомный), другие, не имея
веры и чести, катятся в пропасть (Берлиоз, Алладий Могарыч).
Неслучайно главным героем романа Мастера и Ершалаимских глав является Понтий Пилат. С этим образом в
произведение вносится тема свободы и личной ответственности.
«Двенадцать тысяч лун за одну луну» и века расплаты за духовную трусость, слабость.
Власть не приносит человеку свободы. Могущественный Понтий Пилат повелевает жизнями людей, но свобода ему не
ведома. Он раб своей карьеры. Иешуа, напротив, полностью свободен. У него нет, ничего из материальных благ, но есть свои
представления о мире, своя совесть, и он сам хозяин своей судьбы.
Тема творчества у Булгакова неразрывно связана с темой свободы, движения к истине.

Комментариев нет:

Отправить комментарий