суббота, 13 августа 2011 г.

Жанровое своеобразие пьесы А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Александр Сергеевич Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума» комедией. В произведениях этого жанра принято изображать и осмеивать отрицательные черты и поступки людей, общественные недостатки и пороки. Русская классическая комедия всегда ставила серьезные и насущные вопросы современной жизни. Такую задачу поставил перед собой еще до Грибоедова создатель первой русской реалистической комедии – «Недоросль» - Фонфизин, позднее – Гоголь в «Ревизоре». Эти авторы находили конфликты для произведений в окружающей жизни, причем умели выбрать ситуации наиболее острые, жизненные, типичные для своего времени.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в годы создания тайных организаций декабристов. Борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая эту борьбу в жизни, являясь ее непосредственным участником, Грибоедов и показал ее в своей комедии.
В небольшом по объему произведении, где изображен всего один день в доме московского барина Фамусова, драматург затрагивает многие важнейшие вопросы современности: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования. Драматург пронизал всю свою пьесу злободневными намеками. Гневные реплики Фамусова против «побродяг», домашних учителей, Кузнечного моста, с его дорогими модными магазинами, упоминание Хлестовой о «ланкарточной» системе взаимного обучения, сетования княгини Тугоуховской на развращающее влияние петербургского педагогического института – все это было живейшим откликом на вопросы, вызывавшие в обществе той поры ожесточенные споры. Особенно много таких намеков содержат речи Чацкого: о том, что «ныне любят бессловесных», об ученом комитете, требовавшем, «чтоб грамоте никто не знал и не учился».
На первый взгляд может показаться, что главное в комедии – история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта история занимает в произведении большое место. Она вводит нас в мир сердечных переживаний и чувств героев, придает особенную живость развитию действия. Однако главное в комедии – общественная драма Чацкого. На это указывает и ее заглавие – «Горе от ума». История несчастливой любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством тесно переплетаются. В их умелом слиянии проявляется высокое драматическое мастерство Грибоедова.
Автор произведения вводит в быт дворянской семьи, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц. Все, что происходит в первых сценах пьесы, получит далее свое дальнейшее развитие: любовь к Софье приведет Чацкого к разочарованию, насмешливое отношение к барской Москве вырастет в конфликт с обществом.
Сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная сначала случайно, а потом намеренно Софьей, заинтересовала людей, любящих посудачить. Можно сказать, что она попала на подготовленную почву. Чацкий к тому моменту успел вооружить против себя не только хозяев, но и многих из гостей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий